Равновесная цена

И те и другие совершают выгодную сделку, не только удовлетворяя потребности в купле-продаже на рынке, но и получая «бонус» в виде взаимовыгодного обмена благодаря существованию равновесия на рынке. Равновесная цена позволила существовать таким понятиям, как излишек потребителя и излишек производителя. Первое — это дополнительная выгода потребителя, отражающая разницу между рыночной ценой покупки товара и максимально допустимой для потребителя, которую он готов заплатить за интересующий его продукт. Аналогично с излишком производителя, или его дополнительной выгодой, которая может быть представлена как разность между существующей стоимостью Товара на рынке и минимальной, по которой производитель согласится продать свой товар. А «бонус» от сделки или общую выгоду от обмена получает общество в виде суммы всех излишков потребителей и производителей.
За этими разговорами экономистов о дефиците и избытке — все-таки прислушаемся к Кейнсу — равновесие представляется вообще частным случаем рыночной системы, нормальное состояние — неравновесное. Кажется, что экономическая теория mainstream economics написана не с точки зрения производителя или покупателя, а с точки зрения посредника — ему бы только продать при равновесии платежеспособного спроса и предложения. Цена и равновесие — не только экономические механизмы, но и социальные конструкции. Посмотрите, как в реальном мире конструируется цена. Возьмем в качестве примера широко распространенный товар — автомобильный бензин.